владыка Виталий Максименко, настоятель истиннаго Св-Троицкаго м-ря Джорданивилль. 

Архиепископ Аверкий

владыка Тверкий (Таушев), столп РПЦЗ, авва всего Русского Зарубежья и истиннаго Свято-Троицкого монастыря

Ю.М.СОЛДАТОВ. НЕЗАБВЕННЫЕ ОТЦЫ ИСТИННАГО СВЯТО-ТРОИЦКАГО МОНАСТЫРЯ В ДЖОРДАНВИЛЛЕ. СВЯТАЯ РУСЬ В АМЕРИКЕ. ВОСПОМИНАНИЯ.

(По материалам электр. журнала "Верность")

новый исповедник Иван Михайлович Андреевский, верный сын РПЦЗ, жертвенный преподаватель семинарии истиннаго Св-Троицкого монастыряб убежденный антисергианин.   

ВСПОМИНАЯ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА АНДРЕЕВСКОГО (1894-1976).

 

Г.М. Солдатов

Нужно было бы быть абсолютно с каменной душой человеком, чтобы на лекциях проф. И.М. Андреева (его псевдоним) не перенять от него чувства любви к русским духовным и культурным ценностям. Слушая его лекции, становишься гордым за те достижения, которые сделала Россия в миссионерстве и защите Православия во всем мире, каких литературных высот достигли ее писатели, поставив свои произведения на равную ногу с Шекспиром и Гюго. Заговоривши с Иван Михайловичем о музыке,   он вам немедленно напомнит о произведениях русских композиторов Рахманинове (Вечерня),  Чайковском (Литургия) и других. Заговорите о технике,  он будет говорить о радио изобретателе Попове и геликоптер строителе Сергиевском. Скажите, что многие военные были далеки от Бога,  то он вам начнет рассказывать о Суворове и Кутузове,  и так о чем бы вы ни заговорили,  он в любом обществе будет душой собравшихся и защитником России. А если вы заговорите о медицине, то он будет вам перечислять все медицинские и химические достижения русских ученых и врачей.

Незабываемы, остаются в памяти его лекции по литературе, православно-христианском нравственном богословии и апологетике.  Разве можно забыть его лекции с разбором с классических произведений с религиозной точки зрения русских писателей?  Так же как и отец Константин,  он обращал внимание слушателей на самое главное в произведениях для христианина. Произведения Н. Гоголя, А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока и других  представлялись семинаристам уже не в виде простого содержания, но в понятии того, что самое важное для спасения души.  Если в юношестве И.М. был либеральным, то после революции у него произошло изменение мнения о государственном правлении. В статье «О сущности Православного русского самодержавия» он пишет: «Из трех видов государственной власти – монархии, демократии и деспотии – собственно говоря, только первая основана на религиозно-этическом принципе; вторая основана на безрелигиозно-этическом, а третья – на антирелигиозном (сатанинском) принципе».  И  также «Русская Церковь,… проповедует… идею православного русского самодержавия, как наилучший из возможных на несовершенной земле и исторически оправданный для России вид Богоответственной власти с Помазанником Божьим – Царем».  Если бы Вы зашли в его комнату то увидели бы на стене под иконами фотографии семьи последнего русского Царя, а на книжных полках исторические произведения о русских Царях.  И.М. был очень нервным, Поэтому если бы Вы в его присутствии заговорили об ошибках русского Царя, то получили бы  незамедлительно грозовую лекцию со сравнением с президентами и диктаторами других стран.

Об уроках апологетики у его слушателей семинаристов сохранилось много воспоминаний и прямо анекдотичных происшествий:

Шла одна старушка по коридору семинарии, а в это время И.М. преподавал  апологетику. И вот бедная старушка  слышит, как за дверью И.М. громко кричит: «Я не верю в Бога! Докажи мне что Он есть!» Наука доказала что Его нет!» Слыша такие слова у бедной богомолки ноги, прямо подкосились, и она, что было духу, побежала в главный монастырский корпус к Владыке Аверкию. «Владыка! задыхаясь от бега, кричит она – Вы знаете, что происходит в семинарии? Я сама слыхала, как один из профессоров кричал о том, что Бога нет! Владыка! Большевики уже здесь! Конец мира!  Мне дурно!

Лекции И.М. были всегда живыми, содержавшими анекдоты о писателях, комсомольцах-безбожниках пытавшихся доказать Академику Павлову что Бога нет, Л. Толстом одетом крестьянином и любимом им А. Пушкине.  Поэтому на его лекциях не возможно было засыпать. Все чувства своей любви он старался высказать в лекциях семинаристам, передать методы религиозного спора с сектантами, безбожниками  и иноверцами.  Помнится, как в споре с комсомольцем по его рассказу верующий согласился, сказав «да я согласен,  ты произошел от обезьяны, а я от Бога».

Не все лекции с разговорами об обезьянах кончались благополучно. Один из фанатиков послушников услышав об обезьянах, быстро собрал партию подобных себе «ученых» которые с ним бросились к полке английских книг, где находилась книга Дарвина. Эту книгу также как и все тома К. Маркса из келии брата Владимира Тышкевича быстро потащили и облив бензином подожгли невдалеке от семинарии. Я думал, что  у о. Константина и С.М. Иванова произойдут сердечные удары, так они разнервничались этому варварству сжигания книг.

И.М. не был пессимистом и учил, что все, что бы ни делалось то должно быть с любовью. Миссионеру говорил он нужно быть как бы цветочником. У всех цветов глубоко в корнях спрятан свет, из черноты земли весной выходит свет,  и мы радуемся красотой розы, тюльпана и т.д. Так же нужно найти и вынести из души человека на Свет Божий спрятанный в ней свет. Это можно сделать только с помощью горячей молитвы.

Образование И.М. получил в России и в Западной Европе, изучал философию, медицину, был фельдшеров в армии. Он работал в институте психиатрии в должности научного сотрудника, преподавал литературу в средней школе Петрограда и посещал подпольные богословские курсы. Был деятельным противником обновленчества и принял участие в протесте против Декларации митрополита Сергия, бывши в составе делегации к митрополиту с просьбой отказаться от Декларации. В конце 20 годов был арестован и сослан на Соловки, и, получив добавочный срок,  сослан в Белбалтлаг, откуда освобожденным не имел права проживать в больших городах Союза. Работал психиатром.

Встречаясь в лагерях с иосифлянами и тихоновцами,  И.М. стал миссионером катакомбником. Во время оккупации Союза немцами оказался на занятой ими территории,  и в конце войны эмигрировал в Германию,  откуда в 50-м году переехал в США,  поселившись по приглашению Архиеп. Виталия (Максименко) в Свято Троицком монастыре в Джорданвилле. Он собрал у себя в келии большую библиотеку,  и много читая,  делая записи, преподавал различные предметы, включая патрологию, историю Церкви, психологию и логику.  В семье у него были супруга Е. М. Сосновская, дочь Мария и сестра М.М. Шкапская.

И.М. в монастыре посещал все богослужения, каждый день читал у себя в келии очередное житие Святого. Он читал книги не только по истории России, но и о Добровольческой Армии и часто разговаривал на тему первой мировой и гражданской воин с приезжавшими в монастырь бывшими воинами или  горячо спорил о прошлом с проф. С.М. Ивановым.

Им написано много трудов по истории Церкви в СССР и литературе, некоторые из которых были переведены на английский язык. Когда монастырь и семинария оказались под административным управлением людей, стремившихся к унии с МП,   то некоторые из его трудов подверглись  при переиздании изменениям под редакцией “инока“ В. Филипьева и митрополита Лавра.

“...Мы, православные русские люди, не предрешая окончательного суда над сов. церковью, суда, который по "произволению" Св. Духа вынесет в свое время Русский Православный Собор, должны ясно и определенно сказать: от какого бы то ни было общения с советской церковью мы ОТКАЗЫВАЕМСЯ, ибо СОМНЕВАЕМСЯ В ЕЕ БЛАГОДАТНОСТИ.”

 

        Проф. И. М. Андреев

РАБОТНИК   НА   НИВЕ   ГОСПОДНЕЙ   О. ПАНТЕЛЕИМОН  (1895-1985)

Г.М. Солдатов

Очень немногие люди сделали так много полезного для Зарубежной Руси как его Высокопреподобие о. Пантелеимон (Нижник). Его заслуги перед РПЦЗ невозможно оценить и это сделает Господь. Синод Зарубежной Церкви наградил о. Пантелеимона крестом с украшениями, палицей, митрой, саном Архимандрита и он получил звание строителя Свято- Троицкого Монастыря.

О. Пантелеимон по Божьему велению воздвигнул в Северной Америке Православный русский маяк, к которому устремились монашествующие из Европы и других континентов. Паломники-миряне там находили часть своей Родины России,  и монастырь превратился в Русскую Зарубежную Лавру.  Отец Пантелеимон был из религиозной крестьянской семьи Гродненской губернии. На всю жизнь у него сохранился русский крестьянский язык, но, несмотря на «это, нужно того» – после чего следовало, что нужно сделать.  Работать с ним было легко так как он обладал умением хорошо объяснить для чего что-то нужно сделать: например где и как поставить водокачку и проложить трубы от одного озера к другому, как опустить в зеро сети чтобы поймать рыбу и пустить ее в другое озеро и т.д. С юных лет он много работал. В Америку он приехал в 1913 году. Люди, с которыми ему пришлось работать,  оказали на него  большое влияние своими настроениями о современном положении в мире. Как они ему говорили,  диавол захватил весь мир и против этого невозможно бороться.  Помня проповеди священника в деревне и наставления родителей о. Пантелеимон с мнением совработников не соглашался,  веря, что молитвой, постом и примерной жизнью согласно учению Церкви,  бороться  можно,   и победить диавола возможно. Познакомившись с монашествующими,  он в 1918 году поступил послушником в Свято Тихоновский монастырь, где пробыл последующие 10 лет. Как он вспоминал впоследствии,  его тяготило в монастыре шумное окружение: детский приют, занятия, большое количество гостей и другие отвлечения от монашеской жизни. Поэтому он начал мечтать о создании малого скита, где возможно было бы спокойно подвизаться монашеской жизнью. Для покупки места необходимы были  материальные средства, и он поступил на завод И. Сикорского. В начале 30-х годов он собрал достаточно денег на приобретение участка земли, где к нему присоединился Иван Колос (в будущем о. Архимандрит Иосиф). Они занялись земледелием. О. Пантелеимон нанимался на плотнические и другие работы к окрестным фермерам. Уже в 60-е года по дороге к Ричфилд Спринг он останавливался у некоторых из жителей, где он в прошлом работал принимавших его с радостью,  вспоминая,  тяжкие годы депрессии в Америке.

После 2-й мировой войны из Европы к малочисленному братству в Свято-Троицкий монастырь  прибыли монашествующие из Прикарпатской Руси – Ладомирово, новые здания начали воздвигаться, типография расширилась, образовались различные мастерские и, наконец, была открыта признанная правительством как высшее учебное учреждение Свято Троицкая Семинария, которая от имени Нью Йоркского Университета получила права давать оканчивавшим степень бакалавра. Во главе монастыря был вначале Преосвященный Владыка Архиепископ Виталий. Отец Пантелеимон продолжал трудиться в монастыре, работая на полях, озерах и постройках новых зданий и самое главное Собора. По вечерам и зимой когда все было занесено снегом,  он сидел и читал богословские книги, выбирая (бывало, вырезывая страницы) те из них которые, по его мнению, было необходимо переиздать. Нужно заметить, что у о. Пантелеимона образования было всего 4 класса, но он сделал для Церкви гораздо больше, чем многие люди с высшим образованием. Под его руководством о. Антоний, пользуясь офсетной техникой, копировал книги, поправлял те места, где было необходимо удалять,  подчеркивания и помарки,  и затем книги в монастыре печатались и переплетались. Отец Пантелеимон, таким образом, выпустил больше полезных  книг, чем многие другие издательства в Зарубежной Руси. Из них необходимо упомянуть: Проповеди, Сказания о Божией Матери,  и главное не задолго до его смерти были переизданы одна тысяча комплектов 12 томов Жития Святых изложенных по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского. Заслугой о. Пантелеимона была починка купленных им нескольких домов требующих починки. После продажи домов я ездил с о. Пантелеимоном 2 раза в банк, где он брал чеки для погашения их русским монастырем на Афоне. Когда я его спросил,  он мне ответил что Афон – «Дом Богородицы» и как долго там будут молиться монахи  Божьей Матери,  будет держаться мир: не будет там монашествующих – все погибнут т.к. диавол захватит мир. Поэтому он считает, что все православные люди должны помогать Афонским монастырям.

Об о. Пантелеимоне у насельников монастыря было высокое мнение: его энергия и организация заражала других,  вызывая  подражание ему в служении Церкви. Он посвятил почти всю свою жизнь для Свято Троицкого Монастыря. Архимандрит Пантелеимон работал много лет для покупки земли, ему помогали поступившие в скит  монашествующие, а  паломники  собирали по центам средства для монастыря.  Поэтому информация на сайте «Меч и Трость» от 20-11-2012 не соответствует правде. Американское правительство не дарило РПЦЗ землю в Джорданвилле. Что мы получили,  это было от отдела образования штата Нью-Йорк дубликаты книг из различных библиотек. С грузовиком я ездил несколько раз с семинаристами Руденко и Жениловым, и мы привезли для семинарской библиотеки несколько тысяч книг. Затем с о. Мефодием я ездил, и мы купили старых 2 грузовика,  и одну пожарную машину на аэродроме. Что мы получили бесплатно,  это были полгрузовика вышедших из моды военных форм и зимних ботинок.  Все остальное, что было в монастыре заработано тяжким трудом насельников и пожертвования  боголюбивых паломников!

На днях в декабре 2012 г. Преосвященнейший Митрополит Иларион обратился к верующим РПЦЗ с призывом жертвовать на необходимые починки в монастыре. Требуется всего только 3 миллиона долларов!  Почему оказались необходимы такие траты? Они результат безответственного отношения к РПЦЗ со стороны Митрополита Лавра, после того как он стал во главе монастыря и Восточно-Американской Епархии. Будучи ректором семинарии, он принял учащихся из бывшего СССР, которые не платили за учение и  не исполняли работ по монастырю. Он принял также других белоручек «специалистов»  со стороны, которых монастырю и семинарии не было пользы. Как он, так и другие духовные, и мирские лица начали бесконечные поездки в РФ, на встречи, конференции и т.д.  Владыкой Лавром начаты были продажи некоторого имущества с большим трудом ранее собранным о. Пантелеимоном и другими насельниками. Все внимание Митрополита и его сотрудников было направлено на достижение унии с Московской патриархией. Когда раздавались голоса о необходимых починках,  на предупреждения не обращалось внимание. Так было достигнуто в монастыре трагическое положение! Какая гарантия со стороны современного управления РПЦЗ-МП, что поступающие пожертвования не пойдут для встреч с президентом и другими представителями правительства РФ и МП?  Какая гарантия, что вообще имущество монастыря и Церкви не будет заложено, продано или подарено?

О. Пантелеимон по Божьей воле приехал в Америку, и Господь наставил его основать маленький монастырь ставший впоследствии светочью для всей Зарубежной Руси. Туда также по Божьему изволению прибыли во главе с Архиепископом Серафимом (Ивановым) молодые, монашествующие из Карпатской Руси, построив новые здания Собора, общежития и т.д. Затем прибыл Архимандрит Аверкий ставший Архиепископом и Авой монастыря и ректором семинарии, а потом заботами Св. Митрополита Филарета приехали в монастырь и семинарию трудолюбивые «австралийцы-шанхайцы». Но память и заслуги о. Пантелеимона никогда не могут померкнуть в памяти благодарных ему русских православных людей в Зарубежной Руси.

ВСПОМИНАЯ АРХИМАНДРИТА ИОСИФА

 

Г. М. Солдатов

В бытность мою в Джорданвилле, как-то идя от старого здания семинарии ко главному, где находились монашеские келии, монастырская администрация, столовая, кухня и некоторые мастерские, я увидел под деревьями стоящего с неизвестным мне человеком отца архимандрита Иосифа (Колоса). Так как архимандрит внимательно его слушал, я решил, что происходит серьезный разговор.  Подошедши и попросив благословение, я услышал, что неизвестный мне человек рассказывал о трудностях ведения куриного хозяйства. Отец Иосиф слушал его, внимательно наклонив по своей привычке голову набок, кивая время от времени, как бы соглашаясь со сказанным, задавая вопросы. Незнакомец жаловался на малые проценты в банке, дорогостоящую страховку, большие налоги, на риск ведения куроводчества и свои трудности в жизни. Он рассказывал о своих делах долгое время, окончив свои причитания тем, что церковь и другие русские находятся от его фермы далеко.  Он поведал архимандриту, что останется еще на день невдалеке от городка Ричфильд Спринг и увидится с ним опять перед отъездом.

Когда этот человек ушел к о. Владимиру за заказом книг, то я спросил о. Иосифа, зачем он слушает чепуху о курах и других неинтересных никому делах. Отец Иосиф посмотрел на меня с покоряющей душу улыбкой  и, подмигнув, сказал: «Ты учись у старших: больше слушай, чем говори. Ведь если ты идешь к врачу, то он слушает о твоих болячках, для того чтобы начать делать выводы о твоих болезнях. Так и священник должен решить, что волнует и чем живет обращающийся к нему человек, как его можно утешить и наставить на дорогу ко Христу. Вот ты присутствовал при разговоре. Что более всего волнует этого человека? Спасение  души, церковные, семейные дела или  ведение хозяйства и финансовые дела? Он не обмолвился ни словом о своем здоровье, о политике или своих отношениях со знакомыми, его видно не интересует, что происходит в стране. Во время следующей встречи мне нужно будет ему привести несколько примеров из Священного Писания и житий святых о том, что все наши дела зависят от Бога, к Которому нужно обращаться с молитвой для покровительства. Но тоже важно ему показать, что я разделяю его заботу о хозяйстве.»

С отцом Иосифом меня познакомил  игумен Антоний (Граббе)  в 1957 году. Отец Иосиф во многом отличался от других монашествующих. В  особенности своими методами общения с паломниками, наводя незаметно разговор о религии и обязанностях христианина по отношению к Богу и семье. Он не показывал своих знаний незнакомым людям, а выжидал, когда они сами ему расскажут о себе и своих делах.

Мне он покровительствовал и благодаря ему мне был выдан администрацией документ с разрешением делать покупки для монастыря (этот документ, как сувенир, у меня хранится). Он сам его и подписал. Когда в монастырь прибыл чиновник для проведения штатной статистики то о. Иосиф и я знакомили его с материальным положением Лавры. В продолжение долгого времени чиновник объяснял о. Иосифу для чего нужна штату статистика, но добиться даже приблизительных цифр от о. Иосифа было невозможно. «Сколько собирается на полях картофеля?», спрашивал, например чиновник. «Бог его знает», отвечал о. Иосиф. -  «Разве я считаю? Картофель сваливают в подвалы, едят зимой и во весь год, а, кроме того, отправляют в другие монастыри». Чиновник не унимался: «Ну, скажите хоть приблизительно – сколько тон?»  - «Богу известно, а я не знаю». «- Ну а, сколько в день или неделю?» О. Иосиф смотрит вверх и пожимает плечами. Так же было с молоком, медом, испеченным хлебом и т. д. Чиновнику приходилось самому делать выводы. Даже когда дело коснулось, того сколько чего продано, то о. Иосиф заявил, что ничего съестного монастырем не продается, а дарится людям,  и они сами решают,  будут ли они, и сколько, жертвовать в кружку. Так как опрос длился два дня, то чиновник ел с нами двумя монастырскую пищу, которая ему очень понравилась - особенно хлеб, овощи и свежее молоко.

Так как мы сидели с бумагами в столовой для гостей, то чиновник увидел что насельники в продолжение дня приходили на кухню и брали себе еду. Тогда он нам заявил, что теперь он понимает почему не известно, сколько употребляется пищевых продуктов. Но он возьмет количество жителей в монастыре и помножит это число на 6 долларов в день и получит приблизительный результат. Однако о. Иосиф ему возразил, что каждый день монастырь кормит также паломников и нуждающихся. Сколько? – «Богу известно. Думаю, что в прошлое воскресение было около 70 человек, но в праздники бывают сотни и даже тысячи»,  сказал о. Иосиф. «Ну, в таком случае», сказал чиновник «мне понятно, что в монастыре не живут так, как в других местах и всё тут  зависит от Бога. Я вам завидую, вы счастливые люди, спасибо за интересное для меня знакомство с жизнью в монастыре». 

«Вот ты и научился, как надо говорить с чиновниками», сказал потом мне  о. Иосиф. «Ведь если ты дашь цифру, то может потом нужно будет давать дополнительные сведения. А  разве мы знаем, сколько едят пищи? Сколько ты, например сам, берешь себе мёду и яиц и ешь в своей келии? Разве я или кто стоит за твоей спиной и считает? Мы знаем только, сколько мы покупаем и какие продукты, например рыбу, оливковое масло, вино и т.д., а что  монастырское мы не считаем, но знаем приблизительно, сколько  должно находиться в разные месяцы года в кладовках и погребах, также как и дров". И архимандрит, как это ни странно, точно знал, сколько оставалось продуктов в разных складах монастыря, еженедельно их посещая.

Но всё же отец Иосиф, хоть и наблюдал за хозяйством монастыря и был негласным заведующим хозяйством, не вмешивался понапрасну в разные отделы, которых было в монастыре несколько. Одним из главных был овощной. Всю осень в летней кухне находившейся за старым зданием семинарии, под монашеским руководством приезжавшие в обитель богомолки готовили сотни больших банок овощей, собранных с полей, которые затем помещались в прилегавшие подвалы для хранения. Сих овощей всегда хватало на всю зиму, весну и часть остального года, когда поля не снабжали монастырь едой. Это была тяжелая работа, которую богомолки терпеливо исполняли с утра до вечера, помимо того, что посещали все богослужения. Без их помощи трудно представить, как было бы возможно заготовить такое большое количество овощей, ягод и фруктов. Своим трудом эти трудолюбивые косыночки освобождали насельников для исполнения других, более тяжелых, физических работ. Они незаметно приходили в монастырь и также незаметно уходили в близлежащие места, где жили или гостили. Некоторые из богомольцев, будучи пенсионерами, селились близь монастыря. Такими, например, была семья Лохматовых,  взявшая на себя труд ведения монастырской гостиницы. Их, привыкший к труду скромный и тихий по поведению, сын Виктор  стал семинаристом, а затем диаконом. Но, увы, в последствие пошёл за предателями РПЦЗ.

Отец Иосиф был из многодетной крестьянской семьи Гродненской губернии. В Америку он  приехал в 1913 году с целью помогать финансово своей семье. Себе он оставлял от заработка только минимум. Помогая семье в отечестве, он не решался жениться. Будучи из религиозной семьи его в свободное время тянуло в церковь, а по вечерам он занимался самообразованием, читая религиозную литературу. Регулярно посещая богослужения, он вскоре увлёкся церковным пением, и в 1919 году стал регентом, псаломщиком и учителем при церковной школе. Он затем поступил  в Свято-Тихоновскую духовную семинарию, куда его приняли на 2-й курс. После двухлетнего обучения он был отправлен регентом и учителем прихода не вдалеке от монастыря. Однако он продолжал связь с монастырем, став духовным сыном иеромонаха Пантелеимона (Нижника), которому он поведал, что хочет оставить мирскую жизнь и принять монашество. Вместе они начали строить планы о создании в лесах малого скита, перейдя из Американской Митрополии в епархию архиепископа Апполинария, подчинявшегося непосредственно Зарубежному Синоду в Сремских Карловцах. С этого момента судьба связала этих двух тружеников на ниве Христовой и их трудами был основан в лесной чаще штата Нью Иорк Свято- Троицкий Монастырь в Джорданвилле.

Отец Иосиф был добрейшим человеком, который старался сам жить и учил других жить по церковным законам. Его спокойствие и доброта передавались незаметно другим. Казалось, что  когда вы были с ним, присутствовал незримо ангел Божий.

Помню, раз он сидел не вдалеке от коровника, наблюдая за курами. На верёвке сушилась его одежда. Из здания, где жили несколько монашествующих, и была столярная мастерская, вышел один из насельников  и начал снимать с верёвки рубаху и носки о. Иосифа. «Это не твоя одежда»,  говорит ему архимандрит. А монах отвечает – «На тебе уже есть рубаха и носки да я знаю, что у тебя есть другие,  а у меня нет ничего, кроме того, что на мне. Завтра ты может  уже помрешь, так зачем тебе столько одежды?» «Ну, Бог с тобой, может ты прав» легко согласился, махнув рукой, отец Иосиф.

 

 

Koнтакт

danielseraphim94

valovalar@yandex.ru

Поиск

© 2013 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode