ПРАВОСЛАВИЕ в БРИТАНИИ и ГАЛЛИИ до XI в.

св. король мученик Гарольд Гастингский, последний англо-саксонский православный король. Убит в 1066 г. в  битве при Гастингсе. Тело его, завернутое в дорогую одежду и покровы, подготовленное к погребению монахами монастыря Волтхэм Черный Крест в 1066, было обнаружено в 1950-х гг. археологом в Англии. (Владимир Мосс. Духовная катастрофа православия в Англии в XII в.)

 

Православие в Британии, Англии и Галлии

Православие - древняя вера британского и англо-саксонского народа, крещенного в шестом веке н. э. В первом веке н. э. на Британских островах побывал св. Иосиф Аримафейский и - по жребию - там проповедовал Христову веру св. Апостол Аристован (Аристовул ) от 70. Тема эта - вечная, о Православии - раннехристанском и вплоть до 1054 г. собирал материал, изыскивал жития святых неизвестных, полноправных святых Вселенской Православной Церкви святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и Чудотворец. В своем докладе в 1964 г. о прославлении святых Запада святитель Иоанн добавил в Русской Православной Церкви святцы дивных святых и вкратце обрисовал подвиги каждого из них. Он также сказал, что Церкви следует назначить специальных людей, пишущих жития этих святых православных Запада. А владыка Серафим (Дулгов) Западно-Европейский и Брюссельский даже сказал, что на Британских островах Православие держалось доле всего неповрежденным аполлинариевой ересью римо-папизма, и в 11 веке даже на Британских островах жил совершенно православный святой по имени Клеринг. Тему святых Запада и особенно Галлии вообще любил и развивал почивший в Бозе архиепископ Серафим (Дулгов). Он, по примеру святителя Иоанна Чудотворца нашего ревностно служил службы этим святым Британии, Англии и Галлии... Совершал их память в положенные дни. На земле Англии и Франции совершались православные литургии именно этим святым: мученикам галльским св. Пофину, мученице Блондине и др. многочисленным мученикам от римлян убиенных в Париже, Лерине, Марселе, Лионе. Только в Лионе постадало 300 мучеников в 1 -2 вв н. э. А св мученик Севастиан и иже с ним страдал и был убит в Нарбонне. Это древний, основанный римлянами, город на юге Франции. Даже город был переменован св. равноапoстольным Константином Великим в Нарбонна Мартиукс, те Нарбонна мучеников. Так эти святые стали родными для нас, Православных русских и всех чад Зарубежной Церкви - Истинно Православных Христиан, так как католики и протестанты забыли их, отказавшись от них, и осквернили во времена революций и реформаций их мощи. Православные литургии служились в память этих святых, вот и стали св. Женевьева, св. Дионисий Парижский, святители Ириней и Викентий, св. мученик Альбаний, первомученик Британии, пострадавший в третьем веке и с ним Геркулиус и все святые эти- нам русским родными и помошниками. И все эти дивные святые, обретенные благодаря усилиям Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотоворца, стали нашими  святыми покровителями и предстателями пред Богом. Святитель Иоанн Шанхайский чудотворец, моли Бога о нас!

Вси святии, молите Бога о нас!

 

СВЯТЫЕ ЛИНДИСФАРНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В просвещении язычников англо-саксов, расселившихся на Севере Британии, исключительная роль принадлежит Ирландии. Именно там сохранилась с IV века н. э. кельтско-британская раннехристианская Православная Церковь. В древнехристианской Ирландии, просвещенной трудами св. равноапостольного Патрикия Ирландского, монастыри стали очагами просвещения (м-рь Св. Ионы на острове св. Ионы), ближайшими по географическому положению к англо-саксонскому королевству Нортумбрии. В настоящее время в Англии это графство Нортумберлэнд, расположенное на побережье Северного моря. Благочестивое, просвещенное проповедью святого Патрикия, население Зелёного острова — Ирландии ревностно относилось к духовной Христианской жизни, уже сформировавшей национальную культуру. Многие люди вели благочестивый и Богоугодный образ жизни, старались спасаться сами и помогали бедным. К этому периоду относится житие святой Хильды. Св. Хильда — благочестивая православная королева, построившая две монашеские обители и сама проводившая подвижнический образ жизни. Больше всего в земной жизни св. Хильда возлюбила Небесное Отечество и Господа Иисуса Христа, и Он ей во всём помогал.

Святая преподобная Хильда
В православном календаре-святцах кельтско-британских и англо-саксонских святых много святых жен и дев: преподобных и мучениц. В Нортумбрии первой православной монахиней принявшей постриг от святого Эйдана, стала преп. Хильда (+680; память 17/30 августа). Святая приходилась внучатой племянницей благоверному королю Нортумбрии Эдвину. В 657 г. она основала два монастыря: мужской и женский в Стренесскальске (стал позднее называться Уитби), ставший впоследствии духовным и интеллектуальным центром, известным во всей Британии. Здесь развивались литература и искусство. Св. Хильда была покровительницей поэта-барда по имени Кэдмон. Кэдмон писал песни и сочинял рассказы, помогающие неграмотным христианам принимать и усваивать догматы православной веры и Св. Писание. Впоследствии Кэдмон принял монашество и почитался после своей кончины как преподобный (+680; память 11/24 февраля). Вообще, кельтско-британское и англо-саксонское православие часто реализовывало себя в форме миссионерства. Об этом роде духовного подвига свидетельствует исследование современного американского учёного Тимоти Северина («Вояж Брендана и реальность»[1]) о миссионерских поездках монахов 5-6 вв из Британии в Северную Америку).
В 6-7 веках православные миссионеры Ирландии (а таковые были в каждом монастыре) предпринимали усилия для обращения язычников и просвещения их Христовой верой. После смерти св. Колумбы братство миссионеров не прекратило миссионерской традиции и активно принялось за обращение Нортумбрии. В период расцвета англо-саксонских королевств королевство Нортумбрия находилось в пределах от Ирландского до Северного морей. Трудным было дело просвещения, так как оно встречало отчаянное сопротивление у язычников. Первая группа миссионеров не имела успеха. Глава миссии епископ Корман решил, что англы Нортумбрии — редкостно упорный народ. Тогда на миссионерскую проповедь вызвался один из монахов острова и одноименного монастыря Ионы святой Эйдан. Он был убежден, что надо действовать, показав пример Христовой любви. Тогда совет монастыря посвятил св. Эйдана в епископы и благословил его отправиться миссионером в Нортумбрию.
Св. Эйдан начал с того, что сделал оплотом своей проповеди монастырь на острове Линдисфарн, находившийся напротив резиденции короля Нортумбрии Освальда, который, будучи еще ребенком, нашел убежище на Ионе, где был крещен и наставлен в Христианской вере. Остров Линдисфарн был отделен морем от мирских соблазнов (Недоступность острова во время ежедневных морских приливов и отливов создавала необходимое для монашеского делания уединение). Эта суровая мужская обитель и стала цитаделью Христианства на всем северо-востоке Англии. Св. Эйдан совершал миссионерские поездки, в которых его сопровождал король Освальд. Благочестивый король участвовал в деле просвещения населения Нортумбрии как переводчик. Кротость Эйдана и смирение Освальда победили суровые сердца англо-саксов Нортумбрии: множество жителей крестилось, и вера Христова прочно утвердилась в королевстве, став государственной религией. Именно благодаря Эйдану среди англов утвердился благочестивый обычай не вкушать пищи в среду и пятницу и все постные дни до девятого часа (трёх часов дня). Эйдан провёл в Нортумбрии 16 лет. Он преставился в 651 году (память 31 августа по новому и 13 сентября по старому стилю).
Среди последователей святого епископа Эйдана был преподобный игумен Линдисфарнский (а позже святитель Нортумбрийский) Кутберт. В житии святителя Кутберта читаем: «В возрасте 17 лет святой стал послушником в монастыре Мелроуз близ одноименного города в южной Шотландии. Св. Кутберт поступил в монастырь вскоре после смерти Св. Эйдана, и однажды, когда он пас овечье стадо, ему было видение Св. Эйдана, в котором юный Кутберт призывался к особенному подвигу. Некоторое время он был в послушании у Св. Василия, Игумена Мелроуза, а затем был рукоположен во священники для служения в Нортумбрии. После короткого служения в Рипоне Св. Кутберт был послан в монастырь на о-ве Линдисфарн (основан Св. Эйданом) для укрепления общежительного устава братии и поддержания монастырской дисциплины».
 
 

 

 

Случай чудесной помощи святого Кутберта в Москве.

Сообщаю о чудесной помощи в Москве больному 10 –летнему ребенку по предстательству и за свв. молитвы святителя Кутберта, игумена Линдисфарнского. Православного святого Англо-саксонской Англии, жившего в Нортумбрии в 7-8 веке. (Святитель Кутберт умер в 687 г.) . Преп. Беда Достопочтимый, отец английской истории, составитель Жития святого Кутберта, лично собирал свидетельства очевидцев чудес и изцелений болящих, сотворенных лично святителем Кутбертом и сразу после смерти святаго. Удивительны прижизненные и посмертные чудеса этого святого. Одна мама в Москве прочитала о нем книгу-альбом, написанный англичанкой Дженет Бэкхауз. Назывался альбом «Линдисфарнское Евангелие». Нужно сказать, что братия монастыря Линдисфарн, на севере Англии переписала на пергаменте это рукописное Четверо-Евангелие и украсила книгу миниатюрами в память своего святого игумена Кутберта. А само Евангелие-рукописную книгу одела в чудный драгоценный переплет.
Сын, десяти лет, этой женщины в Москве, неожиданно сильно заболел, потребовалась срочная операция, был обнаружен врожденный дефект почки и мочеточника. Предстояла другая, более сложная операция на левой почке.
И вот эта мама написала письмо той англичанке автору книги, где очень ее просила поехать и помолиться на острове Линдисфарн или Святом острове, где сохранились руины древнего старо-английского монастыря св. Кутберту. Добрая англичанка Дженет так и сделала и поехала туда специально , на тот остров и даже на остров Фарн, где святой жил по временам отшельником. И сама мама, чадо Зарубежной Церкви, молилась. Операция прошла удачно, без последствий, ребенок поправился быстро, выписался вскоре домой, кроме шрама у мальчика не осталось никаких осложнений от комплексной операции на почке, сопровождающейся ея передвижением.
 
О посмертных чудесах святителя Кутберта можно прочесть в книге Владимира Мосса "Святые англо-саксонской Англии" \ Saints of Аnglo-Saxon England. Всем желающим автор вышлет Житие св. Кутберта и его икону-только сообщите точно, зачем Вам нужно это Житие и икона. Книга "Православие на Британских островах. Книга "Жития Британских и Англо-саксонских Святых" готовится к изданию. В Житии Св. Кутберта глава посмертные чудеса св. Кутберта написана доктором Владимиром Моссом для наших читателей и особенно для Истинно Православной молодежи. Православный ученый Владимир Мосс, проживающий в Англии, сообщил мне в письме в 2010 г., что он поехал на Святой остров - Линдисфарн, где игуменом в VII веке был св. Кутберт. В этих местах - руины древнего монастыря Линдисфарн только, да маленькая рыбацкая деревенька, да еще морской прилив и отлив на несколько часов в день! Неожиданно, по пути домой, на пустынной дороге у Владимира сломалась машина, протек радиатор. Помощи было ждать неоткуда. Что делать?! Помолился тогда Владимир св. Кутберту, и о чудо! радиатор перестал течь, и он спокойно доехал на машине до дома, где воздал хвалу Богу и его святителю и святому игумену Кутберту. Чудо, сотворенное св. Кутбертом для доктора Владимира Мосса, позволило Владимиру спокойно вернуться домой из Линдисфарна; всего расстояние же составляло несколько сотен миль!

 

Святителю, отче наш Кутберте, чудотворче, моли Бога о нас!

 

Святитель Иоанн Шанхайский чудотворец о малоизвестных Православных святых Запада. Доклад архиерейскому Синоду. Православные святые Британские, Англо-саксонские, готские и галльские

Святитель Иоанн Шанхайский чудотворец о малоизвестных Православных святых Запада. Доклад архиерейскому Синоду. Православные святые Британские, Англо-саксонские, Готские и Галльские, прославленные Русской Православной Церковью заграницей

СЛОВО С ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ЗАПАДА. СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ (МАКСИМОВИЧ)

Доклад архиерейскому собору, прочитанный святым владыкой Иоанном Шанхайским в 1950-х, (оригинальный текст для Доклада архиерейскому Синоду святителя Иоанна Шанхайского и Сан Францизского был написан им в старой орфографии и в соответствии с синтаксическими нормами Русского языка до 1917 г.) несущественно адаптирован мною, как и знаки препинания, и приводится мной, к сожалению, не по оригиналу, к которому у меня нет доступа, а по тексту в современной совковой антирусской орфографии. Смысл текста доклада оставлен мной –Л. У. - в полной неприкосновенности. Текст доклада Святителя Иоанна Шанхайского архиерейскому Синоду, приведенного здесь, воспроизводится, скорее всего, по стенографической записи с заседания Синода). Текст доклада приводится в сокращении.

«Поставляяй пределы языков по числу ангелов своих и собираяй от рассеяных сынов адамовых Церковь Свою, умножаяй в ней Святыя Своя яко звезды на небеси, просиявшия на Востоце и на Западе, Севере и Юзе» даровал нам для укрепления веры и молитвенной помощи своих святых.

Лишь весьма небольшой части их составлены церковные песнопения и память их отмечается повсеместно в церкви. Некоторые службы и жития были утрачены при последующих исторических событиях на Западе: секуляризация в Англии, реформация в Германии, кровавая революция во Франции. Бесчисленные сонмы иных святых известны и особо чтятся лишь в известных местах, в других же они отчасти указаны через повествования об их житиях и месяцесловы, в коих указаны дни их памяти. Месяцесловы, ставшие составляться от середины прошлого тысячелетия, в значительной степени составлялись определенными людьми по своему почину и значение их зависело от доверия церкви к его составителю и принятии его. Значительно позже стали составляться четьи-минеи, сборники житий святых. Русский народ чтил угодников Божиих, как просиявших в родной земле, так и за ее пределами, с которыми он был знаком по их житиям. И месяцесловы и жития святых неоднократно исправлялись и дополнялись у нас в России на основании вновь собранных данных. Основой для нынешних русских сборников житий святых являются четьи-минеи Святителя Димитрия Ростовского, являющиеся одним из его главных трудов. Впоследствии с дополнениями они были изданы Святейшим Синодом и на русском языке. В житиях святых древлеживших есть упоминания и о святых, память которых сейчас не отмечается и жития их почти не известны. Самый полный месяцеслов в России был составлен архиепископом Сергием Владимирским. Этот труд включает в себя множество святых Востока и Запада. Как на обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам.

Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью. Таковы ученики св. первоучителей славян Кирилла и Мефодия - чудотворцы Наум, святитель Климент и другие, помогавшие своими наставлениями в переводе богослужебных книг на славянский язык.

Таковы Святые Иоанн Русский и Пахомий, уроженцы Малой России, попавшие в плен в 18-ом веке и чтимые в греческой церкви, но неизвестные в России, хотя и принадлежащие к святым русского происхождения. Также и кроме них много древних и новых подвижников имеется в других областях.

Поскольку страны те православные и святые прославляются православными церквами, то не может быть колебаний и сомнений в почитании тех святых наравне со святыми уже в России ведомыми. Вместе с жителями тех стран - Греции. Сербо-Черногории, Болгарии и Румынии - прибегать к ним и почитать должно всем православным.

В более сложном положении оказалось дело на Западе. Христианство было здесь проповедано в первых веках, во многих местах самими апостолами. В течение многих веков православие стояло здесь твердо и сюда даже устремлялись исповедники восточные искать опоры и убежища во время господства ересей (св. Афанасий, св. Максим-исповедник). Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. Но в то же время отход и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви затмили здесь истину и смешали ее с обольщением. Потребовалось установить, кто из почитаемых здесь за столпы и утверждение и святителей веры, действительно является таковыми. Эту работу нельзя было предоставить частным исследователям, т. к. это лежало на обязанности Епархии и она должна была то делать. Постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не являются их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и он истинно является святым, почитаемым Православною Церковью.

Отсутствие на Западе песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым Всем Святым (в Великий Пост) просиявшим или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе купно прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в Синаксаре на тот день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнию различным векам и прославились разными путями.

То суть мученики первых веков, подвижники и святители. Последние два лика отчасти сливаются, т. к. многие из подвижников становились потом епископами. Относительно первых, т. е. мучеников, не возбуждается никаких сомнений. Они по своим страданиям за Христа являются такими же мучениками, как и иные, почитаемые Церковью, некоторые даже имеются в проверенных русских месяцесловах; и ныне о них упомянуто лишь потому, что они неизвестны большинству мирян, пользующихся лишь краткими месяцесловами и календарями. Таковы, например, святитель Пофин, епископ Лионский и остальные Лионские мученики. Необходимо указать живущим ныне вблизи мест их подвигов и останков святых мощей на те неоценимые духовные сокровища и призвать православную паству к почитанию их. Запад полон подобных мучеников. Еще в первые десятилетия нашего изгнания начались по частным починам паломничества к здешним святыням, но многим они неизвестны доселе, хотя известны другие достопримечательности.

Весьма чтимыми издревле являются мученик Виктор, пострадавший с обращенными им стражами Александром, Фелицианом и Лонгином. Над их гробницами преп. Кассианом Римлянином был создан свой монастырь, в котором [он — составитель] подвизался и почил. В православном месяцеслове имеется несколько мучеников с тем же именем Виктор, но из описаний их страданий видно, что это разные мученики.

Таким же чтимым издревле мучеником является св. Албаний вблизи Лондона; мощи его почивают там доселе, сохранилось подробное описание его подвигов. Упоминается в некоторых церковных памятниках легион св. Маврикия, пострадавший за Христа в горах Швейцарии, подобно дружине Андрея Стратилата на Востоке; сей Маврикий соимёнен другому Маврикию, пострадавшему с сыном Фотиком, но по месту и роду страданий видно, что это разные мученики.

Освятил своею кровию Тулузу и епископов Сотурнин, влачимый за Христа по улицам по улицам города в середине 3 века.

То все те мученики, кровь которых была семенем Христовым, которых Церковь почти ежедневно воспевает в различных «мученических» тропарях и стихирах и о которых так же упоминается там, где процвели и дали плоды семена их крови. Они являются тоже якоже кровьми, как и другим «иже во всем мире мученика» яко багряницею и виссоном украсилась Церковь. Первое монашество на Западе тесно связано с Востоком. Сведения о нем и его основателях сохранились в трудах их учеников или других близких по времени писателей.

Одним из основных духовных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что святой Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он сотворил ряд чудес. С монастырем был духовно связан св. Павлиний Ноланский, по указанию которого туда пришел св. Евчерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором здесь сказано раньше. В монастыре том жил некоторое время преп. Кассиан Римлянин, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преп. Кассиан чтится всей всею Православною Церковью, хотя память его и совершается раз в четыре года, в католической церкви считается местно-чтимым, и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизался св. Викентий Леринский чтимый на Востоке ещё более чем на Западе учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд о священном предании. Через Леринский монастырь с Востоком (От составителя: В то время духовной столицей православного мира был Константинополь, построенный св. равноап. Константином Великим на Востоке) связаны также Англия и Ирландия, т. к. этот монастырь явился духовной опорой просветившего Англию в 6-м веке преп. Августина и его сподвижников, там жил некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с Восточными монастырями в 11-м веке и даже по имеющимся данным некоторое время после падения Рима, разрыва Рима с Востоком.

Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют и доселе, и недавно ( от составителя: 1950-60 гг.) туда было совершено паломничество, оставившее глубокие впечатления на его участников, как и подробное житие св. Коломбы. Последователями преп. Коломба были преп. Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в 7-м веке и послужившие в Галлии и северной Италии утверждению там христианства и защите православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клодоальд, сокращенно называемый Клуд.

Преподобная Геновефа, родившаяся в 423 году и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и проводила всю жизнь в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение своими молитвами города Парижа от Аттилы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Аттила. Святая считается покровительницей Парижа, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания.

Преподобный Клодоальд был родом из королевской семьи, погибшей во время междоусобиц. Выросши и поняв нищету земной славы, он не захотел домогаться своих прав, принял монашество и проводил строжайшую подвижническую жизнь. Некоторое время пребывал в строжайшем уединении, потом у него образовался монастырь, церковь которого по сей день хранит его мощи.

Бабкой преподобного Клодоальда была святая Клотильда, королева Франции, воспитавшая своего внука. Для Франции она имеет тоже значение, что для Руси св. Ольга и для Чехии св. Людмила, для Римской империи св. равноапостольная Елена. Благодаря ей ее муж Кловис первый окрестился, затем окончательно утвердился в православии. Она своею жизнью, наставлениями и молитвами проповедовала и утверждала христианство во Франции. После смерти супруга проводила жизнь свою в воздержании и заботах об оказавшихся в бедствии. Предупрежденная свыше о своей кончине за тридцать дней она мирно преставилась 3-го июня 533 года. Мощи ее хранились и обносились с крестным ходом до французской революции, когда были сожжены и теперь от них сохранились лишь частицы.

В утверждении христианства во Франции, проповеданном там еще в дни Апостолов, много потрудилось святителей последующих веков одновременно боровшихся с проникавшими туда ересями.

Особенно прославился святой Мартин, епископ Турский. Житие его имеется в Русских четиях-минеях, хотя помещено 12 октября, а не 11 ноября, когда он преставился и когда совершается его память. Учителем его был также всюду чтимый Илларий Пуатьерский.

Св. Мартин, память коего широко чтится, послужил просвещению не только Галии- Франции, но и Ирландии, т. к. Св. Патрикий просветитель ее, был его близким родственником и находился под его духовным влиянием.

Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и подобно св. Мартину святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 461 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости. Среди его современников, также потрудившихся в Ирландии, куда они приезжали для борьбы с пелагианизмом были два столпа церкви в Галии (Франция) святители Герман Оксерский и Лупп Троенский. Оба они прославились неустрашимостью в проповедании и охранении своей паствы от варваров, а также многими чудесами при жизни и после кончины.

Святой Герман Оксерский преставился в 439 году, мощи его хранились нетленными в течение многих веков, пока их не уничтожили кальвинисты. Святой Лупп, о котором в «Иллиотропионе» упоминает св. Иоанн Архиепископ Черниговский (впоследствии Митрополит Тобольский), принял монашество в Леринском монастыре и был тогда под руководством св. Гонората, достойного преемника св. Гонория, основателя той обители. Впоследствии св. Гонорат сделался епископом города Арля, где устроил церковь и был первым епископом св. Трофим, ученик апостола Павла. Св. Лупп же был избран епископом города Тройе, но продолжал вести строго подвижнический образ жизни. Спасши свой город от Аттилы и совершив ряд чудес, он погиб в 479 году. Мощи его хранились до французской революции, когда были сожжены и сохранились лишь небольшие части их.

Столетием позже тех святителей жил св. Герман, епископ Парижский. Из древности дошло его житие, из которого видно, что он отличался благочестием с раннего детства, бывшего весьма для него тяжелым. Принявши монашество в монастыре св. Симфориана, он проводил самую суровую жизнь, значительную своего времени молитве. Прославившись чудесами, он сделался впоследствии епископом Парижа, где продолжал прежний образ жизни, соединив его с трудами пастырскими и милосердия. Предуведомленный свыше в старости о своей кончине, он преставился 28 мая 576 года. Мощи его долго хранились в Париже, теперешнее их местонахождение не удалось установить. Его имя носит существующая поныне церковь, начатая постройкою по его заботам на месте капища Изиды в честь св. мученика Викентия. При нем была также построена церковь в честь святого Германа Оксерского, которого святой весьма чтил и которому подражал. Его деятельность и житие окончательно утвердили христианство во Франции.

В ней просиял целый сонм и подвижников, столпов православия и учителей и учителе благочестия в том краю. Позже началось просвещение христианством северо-восточной Европы. С этим просвещением связаны святительские труды святителя Ансгария, епископа Гамбургского и потом Бременского.

Житие святого Ансгария было описано его учеником архиепископом Римбертом, дошедшее до нашего времени. В семилетнем возрасте он имел видение, призвавшее его служить Богу. Воспитываясь в монастыре, он в 12-ти летнем возрасте он был пострижен. Бывшие ему видения побудили вести строгую подвижническую жизнь, а затем отправиться на проповедь язычникам, обитавшим в Северной Европе. Начав проповедовать на 21-м году жизни с Гамбурга, он затем перешел в Данию, где крестил короля с народом. Оттуда он отправился в Швецию. В 831 святой был посвящен во епископа Гамбургского и всех народов Севера. Проповедь его простирается на Швецию. Данию (древняя Христиания) и польбенских (полабских) славян (нынешняя северная Германия). Он был полон ревности и готов был пострадать за Христа. Скорбел он о том, что не получил венца подвига мученического, но был утешен голосом свыше и мирно отошел ко Господу 3-го февраля 865 года. Свои апостольские труды он соединял с внутренним самоусовершенствованием и временами уходил в уединение. Был полон милосердия, простирая его, где только узнавал о нужде, не ограничиваясь местом. Особенно заботился о переселенцах, вдовах и сиротах.

Св. Ансгарий при жизни совершил много исцелений но по своему смирению считал себя грешником. Добрые дела и чудотворения старался делать втайне. Но благодать Божия, почивавшая на нем, настолько была очевидна, и почитание его было настолько велико, что через 2 года после кончины он уже причисляется к святым и имя его уже имеется в Мартирологах и минеях 870 года. Нетленные мощи его хранились в Гамбурге до реформации, когда были преданы земле и сохранилась лишь часть их. Житие его проявлявшаяся через него сила Божией благодати, как и причисление его ко святым, когда Запад составлял еще часть Вселенской Православной Церкви, не должны оставлять сомнений в том что он святой угодник Божий. Святость св. Ансгария не может быть подвергнута сомнению из-за того, что его имени нет в греческом месяцеслове и богослужебных книгах, и тем отнюдь не определяется отрицание ее Церковью восточной. В греческих месяцесловах не было и доселе нет современников святого Ансгария св. Кирилла и Мефодия, хотя они хорошо были известны в Цареграде (Константинополе).

В различных местах Вселенной праведники одному Богу работали, единым духом водились и купно им прославлены. Волна революций и реформаций уничтожила их мощи на Западе как, дошедши до нашего Отечества, коснулась кощунственно и русских святых. Она пыталась уничтожить их память, как Иулиан Отступник сжигал святые мощи Преподобных. Но они ликуют в Церкви Небесной, а мы должны еще более славить их труды, прославляя тем Бога, творящего через них чудеса.[2]

 

Святой первомученик Британский Альбаний и иже с ним пострадавший Геркулиус

St. Alban Protomartyr of Britain

Feastday: 22 nd/5 th July

Icon in St Edward Orthodox Church Brookwood, Surrey

Dismissal Hymn in the First Tone

O Alban, we acclaim and proclaim thine achievermentsin martyrdom for Christe, O blest first-friuts of Britain. By grace thou art glorified and dost sanctify every soul that doth bless thy name, O overthrower of idols and refuter of heavendom’s gloomy delusion, O champion of Christian truth.

Contakion in the Third Tone

When the Faith of Christe our Lord was held in nought but derision, and the tyrant’s wicked arm sought to lay waste the flock of God, thou didst scorn all love of self and fear of torments; by death didst thou exalt the King of glory, O blessed Alban, we proclaim thee as a great martyrdom for truth and righteousness.

Megalynarion

Anthems of thanksgiving ascend to God/ from the hearts of all men/ reared in piety, faith and truth;/ for the holy triumph/ of Alban, Christe’s great martyr/ is celebrated joyously with angelic hymns.

Житие святаго первомученика британскаго Альбания

 

 

Vladimir Moss "Lives of British and Anglo-Saxon Saints". 2012

Авторcкий сайт известного православного писателя доктора Владимира Мосса https://www.orthodoxchristianbooks.com.

 

Владимир Мосс "Жития  Британских и Англо-Саксонских Православных Святых". 2012 Saint Alban, Protomartyr of Britain. © Copyright: Vladimir Moss, 2012. All Rights Reserved. copyright@Vladimir Moss, 2012. All rights reserved.

SAINT ALBAN, PROTOMARTYR OF BRITAIN

Святой Альбан, первомученик Британский.

Мученичество св. Альбана произошло 22 июня, 209 г. Он был убит Цезарем Гетой, младшим сыном императора Септимуса Севера, который вел военные действия против шотландцев в то время.

«Это был тот Альбан», - пишет преп. Беда в VIII в., - «который, будучи еще язычником, принял в своем доме некого священника, спасавшегося бегством от гонителей в то время, когда язычники императоры отдали приказ преследовать христиан. Альбан заметил, что этот человек проводит день и ночь в непрестанной молитве. Внезапно, благодать Божия коснулась сердца Альбана, так, что и он стал подражать его примеру веры и благочестия.

Постепенно, наставляемый и вдохновляемый сим пресвитером на путь спасения, св. Альбан оставил мрак идолопоклонства и соделался истинным христианином». Спустя несколько дней после обращения святого Альбана, слух о поселившемся у него в доме пресвитере дошел до нечестивого правителя, что некто, исповедующий Христианство, но еще не приговоренный на мучения, скрывается в доме римского гражданина Альбана. Правитель немедленно послал за ним воинов. Когда же те появились у дверей скромного жилища Альбана, тот переоделся в мантию священника и сам предал себя в руки мучителям вместо своего гостя и учителя. Албана связали и доставили перед судьёю. Так случилось, что когда святого привели к судье, тот как раз приносил жертвы нечистым духам. Увидев святого Альбана, он распалился яростью от того, что святой сам добровольно предал себя на мучения вместо своего гостя. Судья приказал волочить святого к идолам, где сам приносил жертву и сказал: «Так как ты решился укрыть святотатца и мятежника, вместо того чтобы выдать его воинам, чтобы он понес заслуженное наказание за богохульство и свое презрение к богам, то за это ты понесешь все наказания, положенные тебе, если не откажешься оставить твою веру.

Но святой Альбан открыто и безбоязненно объявил себя христианином: облеченный в доспехи духовной брани, он открыто отказался повиноваться приказаниям судьи.

Тогда судья спросил: «Из какой ты семьи и какого ты звания?»

  • Что тебе до моего звания? – отвечал святой. Но если хочешь знать правду о моей вере, то знай, что я христианин и готов исполнить свой христианский долг.
  • Я хочу знать твое имя. Скажи его немедленно.

Родители мои назвали меня Альбаном, и я поклоняюсь и служу истинному и живому Богу, сотворившему вся.

Тут судья, преисполнившись гнева, сказал: « Если ты хочешь наслаждаться радостями вечной жизни, немедленно принеси жертвы великим богам».

Св. Альбан отвечал ему:

  • Эти жертвы, которые ты приносишь бесам, не могут помочь приносящим их. Воистину, все приносящие жертвы идолам получат в награду вечные мучения в аду.
  • Услышав это, судья приказал мучителям бить святого исповедника Божия, предполагая, что его мужество, которое не смогли сломить угрозы, можно сломить побоями. Несмотря на изощренные мучения, св. Альбан переносил все терпеливо, даже с радость, ради Господа. Когда судья понял, что не может ничем сломить мученика, и отвратить его от Христианства, то он приказал усечь ему голову.

По дороге к месту казни св. Альбан проходил мимо быстротекущей реки, которая отделяла стены города от амфитеатра, где его должны были казнить. Там стояла большая толпа народа всех возврастов и званий, которые вне сомнения были собраны здесь по Божественному промыслу, чтобы проводить блаженного мученика и исповедника. Они в таком количестве собрались на мосту, что святой едва мог пройти сквозь их толпу. Почти все горожане вышли провожать мученика, так что в городе остался только один судья, даже без своей свиты.

Тем временем св. Альбан, желая скорее пострадать за Христа, подошел к бурной реке. Когда он возвел очи к небу, вода в ней внезапно спала, и позволила ему перейти реку. Среди наблюдавших это чудо случился и палач святого - Геркулиус. Когда Альбан подошел к месту казни, палач, повинуясь воле Божией, бросив меч на землю, припал к ногам святого, желая сам пострадать вместо него, и был тут же усечен мечом.

Тем временем, когда Геркулиус стал соратником мученика в истинной вере, и рука мучителя была удержана, ибо меч лежал на земле, исповедник Божий взошел на холм, сопутствуемый толпой. Холм этот, расположенный в 500 шагах от амфитеатра плавно спускался в низлежащую долину и был весь украшен дикими цветами, представляя собой дивное зрелище, подобающее месту, назначенному быть освященным кровью мученика.

На вершине холма святой помолился ко Господу о даровании воды, и тут же из-под его ног забил источник, который превратился в быстрый ручей, показав, что даже поток воды готов с радостью служить святому.

Святой был усечен мечем, у другого нечестивого палача, желавшего поглумиться над страданиями святого, выпали глаза на землю одновременно с отрубленной головой святого. Вместе со св. Альбаном пострадал воин, который прежде отказался исполнить приказание судьи и казнить святого. Вне всякого сомнения, он, хотя и не был очищен святым крещением, но омылся своей кровью и стал достойным войти в царство небесное. После этого судья обеспокоенный странными Божественными знамениями, приказал немедленно прекратить гонения на христиан и стал с почтением относиться к страданиям мучеников, на которые он раньше смотрел как на средства отторжения тех от Христианской веры.

Св. Альбан пострадал 22 июня близ Веруламиума (ныне город св. Олби близ Лондона). Позже, когда гонение на христиан утихло, на месте страданий святого был построен великолепный храм, который и по сей день известен многочисленными исцелениями и чудесами, происходящими от мощей святого.

Обретение мощей святого мученика Альбана

В конце VII в. английскому королю Оффе явился во сне святой ангел и повелел тому открыть святые мощи св. мученика Альбана и положить в подобающую раку. Король, вняв этому повелению, с духовенством и народом отправился к месту мученической кончины святаго, молясь о приобретении мощей. Им не пришлось долго ждать: на небе появился свет, подобно Вифлеемской звезде, и привел их к месту погребения святого. Тут они принялись копать и обрели мощи святого Альбана. Мощи были положены в храме, построенном на месте мученической кончины святого, в драгоценной раке. Позже, по приказанию короля был построен монастырь в честь святого Альбана.

 

Примерно в это время также пострадали Аарон и Юлиус, жители Каэрлеона, и множество других, как мужчин и женщин, в различных местах. Они были подвергнуты множеству мучений, их члены были раздроблены, но их души устремились к радостям Небесного Града.

 

Констанций в Туринской рукописи «Житии св. Германуса» говорит, что после смерти св. Альбана, «нечестивый Кесарь, пораженный ужасом от происшедших чудес, отдал приказ прекратить гонения без указания императоров, указывая в отчете, что Христанская религия, напротив, процветала убийства святых мучеников…»

В пятом веке св. Герман Оксерский и Лупус Троянский молились на могиле св. Альбания и по настоянию св. Германа несколько церквей и деревень во Франции были названы в честь св. Альбания. Девять церквей в Англии были названы в честь него.

Сохранилось предание, что священник, которого укрыл св. Альбаний, именовался Амфибалус. Он также удостоился мученического венца (хотя некоторые это оспаривают) и указывается, что его мощи были обретены в Рэдборне в 1177. Св. Юлиусу и Аарону были посвящены церкви рядом с Каэрлеоном.

Как пишет Роберт Торнсберийский : «мощи св. Альбана, Амфибалуса и возможно солдат были сохранены, церковь, позднее собор были построены на месте мученичества и захоронений. Во время нашествия язычников датчан, мощи были перенесены для сохранности. Последнее послужило к постыдной распре между монахами монастырей св. Албана и Или, продолжавшейся веками. После завоевания [1066 г. - Вильяма Завоевателя] норманны, с целью произвести на население впечатление почитанием святых Англии, восстановили и перестроили собор. В начале XIV в. были построены новый собор и великолепная рака для мощей. В XVI в. Руками нечестивых фаворитов Генри VIII рака была разрушена одновременно с разорением монастырей. Мне не известно, что случилось с мощами. Много лет спустя, рака была искусно составлена из примерно двух тысяч фрагментов, в которые она была разбита и теперь стоит в своем прежнем виде в англиканском соборе св. Альбана.»

Св. первомученик Британский Альбан, моли Бога о нас!

 

(Sources: Gildas, On the Destruction of Britain; Bede, History of the English Church and People, I, 7; Robert Edward Thornsberry, “Saint Alban, Protomartyr of Britain”, Living Orthodoxy, vol. V, no. 3, May-June, 1983, pp. 5-7; David Farmer, The Oxford Dictionary of Saints, Oxford: Clarendon, 1978, pp. 8-9, 16, 227-228; Fr. Panagiotis Carras)

 

 

 

 

Saint Edward the Martyr

Icon of Saint Edward the Martyr, the son of the first crowned King of England, Edgar the Peaceeble. He was slain at Corfe in Dorset, out of bitter jealousy and for his defence of the Monastic Houses, on 18 th March, 979 AD. His sackred relics, recovered in 1931, have been given to the Russian Orthodox Church Abroad to a bishop of ROCA vladyka Gregory Grigorij (His Clarity Duke Grabbe), and the Shrine at Brookwood, wherein they are now venerated, was dedicated for their reception and enshrinement in 1984.

Troparion, tone 4

Celebrating the newly manifest commemoration of the holy King Edward, who shone forth of old in the virtues and suffered undeservedly, and bowing down before his precious relics in gladness we cry out: “Wondrous art Thou saint, O God!”

Contakion, tone 3

Thou didst shrine forth in the land of Wessex as a pious King and radiant martyr. For when the enemies of godly order fell upon thou didst bear the wounds and blows and to thy Saviour didst thou speedily depart. But now thou workest a multitude of miracles for them that call upon thee: Rejoice, O holy King and Martyr Edward, intercessor for our land.

 

Megalynarion

Anonied with holy chrism, by Christe our God,

O crowned Passion-bearer, thou didst meekly submit to death, Thereby gaining laurels of glory and wonderworking,

O Champion of monastics, King and Martyr Edward.

 

 

 

 

 



[1] ж-л «Русский Паломник» (изд братства пр.Германа Аляскинского) №9-1994 сс. 53-59

[2] Конец цитаты

 

 

 


 

 

 

 



СВЯТЫЕ ЛИНДИСФАРНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В просвещении язычников англо-саксов, расселившихся на Севере Британии, исключительная роль принадлежит Ирландии. Именно там сохранилась с IV века н. э. кельтско-британская раннехристианская Православная Церковь. В древнехристианской Ирландии, просвещенной трудами св. равноапостольного Патрикия Ирландского, монастыри стали очагами просвещения (м-рь Св. Ионы на острове св. Ионы), ближайшими по географическому положению к англо-саксонскому королевству Нортумбрии. В настоящее время в Англии это графство Нортумберлэнд, расположенное на побережье Северного моря. Благочестивое, просвещенное проповедью святого Патрикия, население Зелёного острова — Ирландии ревностно относилось к духовной Христианской жизни, уже сформировавшей национальную культуру. Многие люди вели благочестивый и Богоугодный образ жизни, старались спасаться сами и помогали бедным. К этому периоду относится житие святой Хильды. Св. Хильда — благочестивая православная королева, построившая две монашеские обители и сама проводившая подвижнический образ жизни. Больше всего в земной жизни св. Хильда возлюбила Небесное Отечество и Господа Иисуса Христа, и Он ей во всём помогал.

Святая преподобная Хильда
В православном календаре-святцах кельтско-британских и англо-саксонских святых много святых жен и дев: преподобных и мучениц. В Нортумбрии первой православной монахиней принявшей постриг от святого Эйдана, стала преп. Хильда (+680; память 17/30 августа). Святая приходилась внучатой племянницей благоверному королю Нортумбрии Эдвину. В 657 г. она основала два монастыря: мужской и женский в Стренесскальске (стал позднее называться Уитби), ставший впоследствии духовным и интеллектуальным центром, известным во всей Британии. Здесь развивались литература и искусство. Св. Хильда была покровительницей поэта-барда по имени Кэдмон. Кэдмон писал песни и сочинял рассказы, помогающие неграмотным христианам принимать и усваивать догматы православной веры и Св. Писание. Впоследствии Кэдмон принял монашество и почитался после своей кончины как преподобный (+680; память 11/24 февраля). Вообще, кельтско-британское и англо-саксонское православие часто реализовывало себя в форме миссионерства. Об этом роде духовного подвига свидетельствует исследование современного американского учёного Тимоти Северина («Вояж Брендана и реальность»[1]) о миссионерских поездках монахов 5-6 вв из Британии в Северную Америку).
В 6-7 веках православные миссионеры Ирландии (а таковые были в каждом монастыре) предпринимали усилия для обращения язычников и просвещения их Христовой верой. После смерти св. Колумбы братство миссионеров не прекратило миссионерской традиции и активно принялось за обращение Нортумбрии. В период расцвета англо-саксонских королевств королевство Нортумбрия находилось в пределах от Ирландского до Северного морей. Трудным было дело просвещения, так как оно встречало отчаянное сопротивление у язычников. Первая группа миссионеров не имела успеха. Глава миссии епископ Корман решил, что англы Нортумбрии — редкостно упорный народ. Тогда на миссионерскую проповедь вызвался один из монахов острова и одноименного монастыря Ионы святой Эйдан. Он был убежден, что надо действовать, показав пример Христовой любви. Тогда совет монастыря посвятил св. Эйдана в епископы и благословил его отправиться миссионером в Нортумбрию.
Св. Эйдан начал с того, что сделал оплотом своей проповеди монастырь на острове Линдисфарн, находившийся напротив резиденции короля Нортумбрии Освальда, который, будучи еще ребенком, нашел убежище на Ионе, где был крещен и наставлен в Христианской вере. Остров Линдисфарн был отделен морем от мирских соблазнов (Недоступность острова во время ежедневных морских приливов и отливов создавала необходимое для монашеского делания уединение). Эта суровая мужская обитель и стала цитаделью Христианства на всем северо-востоке Англии. Св. Эйдан совершал миссионерские поездки, в которых его сопровождал король Освальд. Благочестивый король участвовал в деле просвещения населения Нортумбрии как переводчик. Кротость Эйдана и смирение Освальда победили суровые сердца англо-саксов Нортумбрии: множество жителей крестилось, и вера Христова прочно утвердилась в королевстве, став государственной религией. Именно благодаря Эйдану среди англов утвердился благочестивый обычай не вкушать пищи в среду и пятницу и все постные дни до девятого часа (трёх часов дня). Эйдан провёл в Нортумбрии 16 лет. Он преставился в 651 году (память 31 августа по новому и 13 сентября по старому стилю).
Среди последователей святого епископа Эйдана был преподобный игумен Линдисфарнский (а позже святитель Нортумбрийский) Кутберт. В житии святителя Кутберта читаем: «В возрасте 17 лет святой стал послушником в монастыре Мелроуз близ одноименного города в южной Шотландии. Св. Кутберт поступил в монастырь вскоре после смерти Св. Эйдана, и однажды, когда он пас овечье стадо, ему было видение Св. Эйдана, в котором юный Кутберт призывался к особенному подвигу. Некоторое время он был в послушании у Св. Василия, Игумена Мелроуза, а затем был рукоположен во священники для служения в Нортумбрии. После короткого служения в Рипоне Св. Кутберт был послан в монастырь на о-ве Линдисфарн (основан Св. Эйданом) для укрепления общежительного устава братии и поддержания монастырской дисциплины».

 

Кельтский Крест. За достойное преподавание истории и укультуры Англии на факультативе в средней общеобразовательной школе!

 

Англо-саксы или Британцы?
Эти святые есть в святцах русской Православной Церкви!
Это ранне-христианские святые, о них пишет православный автор Владимир Мосс; в книгах этого автора собраны  Жития малоизвестных Православных англо-саксонских и Британских святых.
В своей книге "Духовная катастрофа Православия в Англии в XII в." доктор Владимир Мосс рассказывает об этом явлении в мировой и английской и истории, анализирует причины, ход событий  и дает Богословско-философскую оценку этому безпрецедентному папистско-норманнскому  геноциду англо-саксов. В 1066 г. в Англии произошла духовная катастрофа, в результате которой погибло православие, и  возник геноцид англо-саксов норманнами, которые были католиками-папистами : крестовый поход против православной монархии и всей Англии благословил еретик римский папа. Так был взят удерживающий - последний английский Православный король Гарольд Гастингский был убит в сражении с норманнами  под Гастингом в 1066 г.. Дочь короля Гарольда Гида английская прибыла в Киев... а дальше... просим подписываться на книгу Владимира Мосса в русском переводе. Планируется к публикации в России в 2013 г. " Жития Православных англо-саксонских святых и святых Британии " знак копирайт - для Вашей книжной полки. Имеются скидки по России и ближнему зарубежью. В настоящее время идет работа над книгой для детей и молодежи: Владимир Мосс "Православие в Англии. Жития Английских святых" © "Молодежи о святых Британии". И для различной аудитории Владимир Мосс "Св. Кутберт. Посмертные чудеса". Владимир Мосс в свое йкниге пишет о малоизвестных британских и англо-саксонских  святых.




Последний православный король англо-саксов Гарольд Гастингский смертельно ранен копьем на поле битвы с Вильямом Завоевателем норманом по прозвищу дьявол. Норманн католик надругался над трупом короля Гарольда, не желал отдать его за выкуп, равный по весу золотом, который предлагала королева вдова Эдит Лебяжья шея. Дочь короля убитого норманнами Гарольда принцесса Гида англо-саксонская отправилась в Киев, где стала супругой великого Князя Владимира Мономаха. От этого брака родился св. Мстислав-Гарольд, князь  Новгородский. В Англии 11 века, завоеванной норманнами, начался геноцид, разграбления православных монастырей и церквей,  убийства православных священников, насильственное окатоличивание их: голодные смерти их жен-матушек и детей, которые бродяжничали по дорогам, прося подаяния. Лучшие верные православые дворяне-воины уехали в эмиграцию в Византию Константинополь к Императору Алексею Комнену, и тот сразу же оценил их качества: верность, воинскую доблесть и военное искусство и построил для эмигрантов англо-саксов православный храм, где они служили на англо-саксонском языке. Дружину оставил  при себе - в свою личную Царскую охрану-конвой, а большую часть англо-саксонских дворян также отправил дружиной в Сурож-колонии Византии, где они поселились, сохранив свой язык. Так они попали на православную Русь-центр Вселенной после 1453 г .  До недавнего времени существовали топонимы: деревня Сусаки, Саксы и т.п. Часть этой дружина перешла на службу к Русским Великим Киевским князям, где также славилась своей верностью и силой. Выходит, что древние англо-саксы-это мы - истинно православные люди. И среди  русских возможно даже сейчас  есть потомки англо-саксов.  "По сусекам поскребу...",- говорит наш русский фольклор.

Через принцессу Гиду английскую, супругу В. К. Владимира Мономаха, через дружину верную из православных англо-саксов, породнились мы, истинно православные Христиане, духовно с древним православным народом. Еще В. К. Ярослав Мудрый начал приглашать к себе в Киев и давать убежище православным королям, изгнанным из своих королевств; н-р Олафу Норвежскому. Олаф плохо понимал по- русски , с трудом, как не бился, и княжии дружинники-молодцы наверное подшучивали над ним: Олухом прозвали. Да так и осталось. Русское слово-меткое!

 

VLADIMIR MOSS. LIVES OF THE SAINTS OF BRITISH ISLES ©

ВСе права на эту книгу автора доктора владимира мосса защищены законом соединенного королевства великобритании.

 

 

 

 

Св. Альбан, первомученик Британии, +3 в.н.э., пострадал в Веруламиуме

Св. король мученик Эдмунд

Cв. Кутберт Линдисфарнский

св. король мученик Эдуард английский

 

 

 

 

Все права на эту фотографию принадлежат доктору Владимиру Моссу, Великобритания©

Преп. Пахомий Тавенский и Тавенесиоты
Основателем общежительного монашества, или киновитства (κοινος βιος), считается св. Пахомий (282-346 г.), ближайшим учеником которого был Феодор. Св. Пахомий основал на Тавенском острове реки Нила и в Фиваиде (Верхний Египет) монастыри. Его заслуга заключается в том, что он дал крепкую организацию неустроенному еще обществу эремитов; он обнес стеной келий анахоретов и ввел у них дисциплину. Его наставления — это древнейшие монашеские правила, еще примитивные и недостаточные; но они, все-таки, подчиняют жизнь монахов определенным здоровым нормам. Они ставят в прямую обязанность монахов труд и молитву, содержат указания относительно одежды монахов, пищи и сна; чрез запрещение приема внешних лиц, Пахомий старался обособить, уединить монастыри от мира. Монахам запрещено было оставлять монастыри; при единственных вратах сидел вратарь.
 

Rule of Saint Benedict

From Wikipedia, the free encyclopedia
 
Jump to: navigation, search
St. Benedict writing the rules, painting (1926) by Hermann Nigg (1849–1928)

The Rule of Saint Benedict (Regula Benedicti) is a book of precepts written by St. Benedict of Nursia (c.480–547) for monks living communally under the authority of an abbot. Since about the 7th century it has also been adopted by communities of women. During the 1500 years of its existence, it has become the leading guide in Western Christianity for monastic living in community.

The spirit of St. Benedict's Rule is summed up in the motto of the Benedictine Confederation: pax ("peace") and the traditional ora et labora ("pray and work").

Compared to other precepts, the Rule provides a moderate path between individual zeal and formulaic institutionalism; because of this middle ground it has been widely popular. Benedict's concerns were the needs of monks in a community environment: namely, to establish due order, to foster an understanding of the relational nature of human beings, and to provide a spiritual father to support and strengthen the individual's ascetic effort and the spiritual growth that is required for the fulfillment of the human vocation, theosis.

The Rule of Saint Benedict has been used by Benedictines for fifteen centuries, and thus St. Benedict is sometimes regarded as the founder of Western monasticism. There is, however, no evidence to suggest that Benedict intended to found a religious order in the modern sense and it was not until the later Middle Ages that mention was made of an "Order of Saint Benedict". His Rule is written as a guide for individual, autonomous communities, and to this day all Benedictine Houses (and the Congregations in which they have grouped themselves) remain self-governing. Advantages seen in retaining this unique Benedictine emphasis on autonomy include cultivating models of tightly bonded communities and contemplative lifestyles. Perceived disadvantages comprise geographical isolation from important activities in adjacent communities. Other perceived losses include inefficiency and lack of mobility in the service of others, and insufficient appeal to potential members. These different emphases emerged within the framework of the Rule in the course of history and are to some extent present within the Benedictine Confederation and The Cistercian Orders of the Common and the Ancient Observance.

Contents

[hide]

[edit] Origins

An 8th century copy of the Rule of St. Benedict

Christian monasticism first appeared in the Eastern Roman Empire a few generations before Benedict of Nursia, in the Egyptian desert. Under the great inspiration of Saint Anthony the Great (251-356), ascetic monks led by Saint Pachomius (286-346) formed the first Christian monastic communities under what became known as an Abbot, from the Aramaic abba (father).[1]

Within a generation, both solitary and communal monasticism became very popular and spread outside of Egypt, first to Palestine and the Judean Desert and thence to Syria and North Africa. Saint Basil of Caesarea codified the precepts for these eastern monasteries in his Ascetic Rule, or Ascetica, which is still used today in the Eastern Orthodox Church.

In the West in about the year 500, Benedict became so upset by the immorality of society in Rome that he gave up his studies there and chose the life of an ascetic monk in the pursuit of personal holiness, living as a hermit in a cave near the rugged region of Subiaco. In time, setting an example with his zeal, he began to attract disciples. After considerable initial struggles with his first community at Subiaco, he eventually founded the monastery of Monte Cassino in 529, where he wrote his Rule near the end of his life.[2]

In chapter 73, St Benedict commends the Rule of St Basil and alludes to further authorities. He was probably aware of the Rule written by Pachomius (or attributed to him); and his Rule also shows influence by the Rule of St Augustine of Hippo and the writings of Saint John Cassian. Benedict's greatest debt, however, may be to the anonymous document known as the Rule of the Master, which Benedict seems to have radically excised, expanded, revised and corrected in the light of his own considerable experience and insight.[3]

[edit] Overview of the Rule

St. Benedict delivering his rule to the monks of his order, Monastery of St. Gilles, Nimes, France, 1129

The Rule opens with a hortatory preface, in which St. Benedict sets forth the main principles of the religious life, viz.: the renunciation of one's own will and arming oneself "with the strong and noble weapons of obedience" under the banner of "the true King, Christ the Lord" (Prol. 3). He proposes to establish a "school for the Lord's service" (Prol. 45) in which the way to salvation (Prol. 48) shall be taught, so that by persevering in the monastery till death his disciples may "through patience share in the passion of Christ that [they] may deserve also to share in his Kingdom" (Prol. 50, passionibus Christi per patientiam participemur, ut et regno eius mereamur esse consortes; note: Latin passionibus and patientiam have the same root, cf. Fry, RB 1980, p. 167).

  • Chapter 1 defines four kinds of monks: (1) Cenobites, those "in a monastery, where they serve under a rule and an abbot"; (2) Anchorites, or hermits, who, after long successful training in a monastery, are now coping single-handedly, with only God for their help; (3) Sarabaites, living by twos and threes together or even alone, with no experience, rule and superior, and thus a law unto themselves; and (4) Gyrovagues, wandering from one monastery to another, slaves to their own wills and appetites.
  • Chapter 2 describes the necessary qualifications of an abbot, forbids the abbot to make distinctions between persons in the monastery except for particular merit, and warns him he will be answerable for the salvation of the souls in his care.
  • Chapter 3 ordains the calling of the brothers to council upon all affairs of importance to the community.
  • Chapter 4 lists 73 "tools for good work" "tools of the spiritual craft" for the "workshop" that is "the enclosure of the monastery and the stability in the community". These are essentially the duties of every Christian and are mainly Scriptural either in letter or in spirit.
  • Chapter 5 prescribes prompt, ungrudging, and absolute obedience to the superior in all things lawful, "unhesitating obedience" being called the first degree, or step, of humility.
  • Chapter 6 recommends moderation in the use of speech, but does not enjoin strict silence, nor prohibit profitable or necessary conversation.
  • Chapter 7 divides humility into twelve degrees, or steps in the ladder that leads to heaven:(1) Fear God; (2) Substitute one's will to the will of God; (3) Be obedient to one's superior; (4) Be patient amid hardships; (5) Confess one's sins; (6) Accept oneself as a "worthless workman"; (7) Consider oneself "inferior to all"; (8) Follow examples set by superiors; (9) Do not speak until spoken to; (10) Do not laugh; (11) Speak simply and modestly; and (12) Be humble in bodily posture.
  • Chapters 8-19 regulate the Divine Office, the Godly work to which "nothing is to be preferred", namely the eight canonical hours. Detailed arrangements are made for the number of Psalms, etc., to be recited in winter and summer, on Sundays, weekdays, Holy Days, and at other times.
  • Chapter 19 emphasizes the reverence owed to the omnipresent God.
  • Chapter 20 directs that prayer be made with heartfelt compunction rather than many words. It should be prolonged only under the inspiration of divine grace, and in community always kept short and terminated at a sign from the superior.
  • Chapter 21 regulates the appointment of a Dean over every ten monks.
  • Chapter 22 regulates the dormitory. Each monk is to have a separate bed and is to sleep in his habit, so as to be ready to rise without delay [for early Vigils]; a light shall burn in the dormitory throughout the night.
  • Chapters 23-29 specify a graduated scale of punishments for contumacy, disobedience, pride, and other grave faults: first, private admonition; next, public reproof; then separation from the brothers at meals and elsewhere; and finally excommunication (or in the case of those lacking understanding of what this means, corporal punishment instead).
  • Chapter 30 directs that a wayward brother who has left the monastery must be received again, if he promises to make amends; but if he leaves again, and again, after the third time all return is finally barred.
  • Chapters 31 and 32 order the appointment of officials to take charge of the goods of the monastery.
  • Chapter 33 forbids the private possession of anything without the leave of the abbot, who is, however, bound to supply all necessities.
  • Chapter 34 prescribes a just distribution of such things.
  • Chapter 35 arranges for the service in the kitchen by all monks in turn.
  • Chapters 36 and 37 address care of the sick, the old, and the young. They are to have certain dispensations from the strict Rule, chiefly in the matter of food.
  • Chapter 38 prescribes reading aloud during meals, which duty is to be performed by those who can do so with edification to the rest. Signs are to be used for whatever may be wanted at meals, so that no voice interrupts the reading. The reader eats with the servers after the rest have finished, but he is allowed a little food beforehand in order to lessen the fatigue of reading.
  • Chapters 39 and 40 regulate the quantity and quality of the food. Two meals a day are allowed, with two cooked dishes at each. Each monk is allowed a pound of bread and a hemina (probably about half a pint) of wine. The flesh of four-footed animals is prohibited except for the sick and the weak.
  • Chapter 41 prescribes the hours of the meals, which vary with the time of year.
  • Chapter 42 enjoins the reading an edifying book in the evening, and orders strict silence after Compline.
  • Chapters 43-46 define penalties for minor faults, such as coming late to prayer or meals.
  • Chapter 47 requires the abbot to call the brothers to the "work of God" (Opus Dei) in choir, and to appoint chanters and readers.
  • Chapter 48 emphasizes the importance of daily manual labour appropriate to the ability of the monk. The hours of labour vary with the season but are never less than five hours a day.
  • Chapter 49 recommends some voluntary self-denial for Lent, with the abbot's sanction.
  • Chapters 50 and 51 contain rules for monks working in the fields or travelling. They are directed to join in spirit, as far as possible, with their brothers in the monastery at the regular hours of prayers.
  • Chapter 52 commands that the oratory be used for purposes of devotion only.
  • Chapter 53 deals with hospitality. Guests are to be met with due courtesy by the abbot or his deputy; during their stay they are to be under the special protection of an appointed monk; they are not to associate with the rest of the community except by special permission.
  • Chapter 54 forbids the monks to receive letters or gifts without the abbot's leave.
  • Chapter 55 says clothing is to be adequate and suited to the climate and locality, at the discretion of the abbot. It must be as plain and cheap as is consistent with due economy. Each monk is to have a change of clothes to allow for washing, and when travelling is to have clothes of better quality. Old clothes are to be given to the poor.
  • Chapter 56 directs the abbot to eat with the guests.
  • Chapter 57 enjoins humility on the craftsmen of the monastery, and if their work is for sale, it shall be rather below than above the current trade price.
  • Chapter 58 lays down rules for the admission of new members, which is not to be made too easy. The postulant first spends a short time as a guest; then he is admitted to the novitiate where his vocation is severely tested; during this time he is always free to leave. If after twelve months' probation he perseveres, he may promise before the whole community stabilitate sua et conversatione morum suorum et oboedientia -- "stability, conversion of manners, and obedience". With this vow he binds himself for life to the monastery of his profession.
  • Chapter 59 allows the admission of boys to the monastery under certain conditions.
  • Chapter 60 regulates the position of priests who join the community. They are to set an example of humility, and can only exercise their priestly functions by permission of the abbot.
  • Chapter 61 provides for the reception of strange monks as guests, and for their admission to the community.
  • Chapter 62 deals with the ordination of priests from within the monastic community.
  • Chapter 63 lays down that precedence in the community shall be determined by the date of admission, merit of life, or the appointment of the abbot.
  • Chapter 64 orders that the abbot be elected by his monks, and that he be chosen for his charity, zeal, and discretion.
  • Chapter 65 allows the appointment of a provost, or prior, but warns that he is to be entirely subject to the abbot and may be admonished, deposed, or expelled for misconduct.
  • Chapter 66 appoints a porter, and recommends that each monastery be self-contained and avoid intercourse with the outer world.
  • Chapter 67 instructs monks how to behave on a journey.
  • Chapter 68 orders that all cheerfully try to do whatever is commanded, however hard it may seem.
  • Chapter 69 forbids the monks from defending one another.
  • Chapter 70 prohibits them from striking one another.
  • Chapter 71 encourages the brothers to be obedient not only to the abbot and his officials, but also to one another.
  • Chapter 72 briefly exhorts the monks to zeal and fraternal charity
  • Chapter 73, an epilogue, declares that the Rule is not offered as an ideal of perfection, but merely as a means towards godliness, intended chiefly for beginners in the spiritual life.

[edit] Secular significance

Charlemagne had Benedict's rule copied and distributed to encourage monks throughout western Europe to follow it as a standard. Beyond its religious influences, the Rule of St Benedict was one of the most important written works to shape medieval Europe, embodying the ideas of a written constitution and the rule of law. It also incorporated a degree of democracy in a non-democratic society, and dignified manual labor.

[edit] Outline of the Benedictine life

Ora et Labora (Pray and Work). This 1862 painting by John Rogers Herbert depicts monks at work in the fields with an abbey (the Trappist Mount St. Bernard Abbey) in the background

St Benedict's model for the monastic life was the family, with the abbot as father and all the monks as brothers. Priesthood was not initially an important part of Benedictine monasticism – monks used the services of their local priest. Because of this, almost all the Rule is applicable to communities of women under the authority of an abbess.

St Benedict's Rule organises the monastic day into regular periods of communal and private prayer, sleep, spiritual reading, and manual labour – ut in omnibus glorificetur Deus, "that in all [things] God may be glorified" (cf. Rule ch. 57.9). In later centuries, intellectual work and teaching took the place of farming, crafts, or other forms of manual labour for many – if not most – Benedictines.

Traditionally, the daily life of the Benedictine revolved around the eight canonical hours. The monastic timetable or Horarium would begin at midnight with the service, or "office", of Matins (today also called the Office of Readings), followed by the morning office of Lauds at 3am. Before the advent of wax candles in the 14th century, this office was said in the dark or with minimal lighting; and monks were expected to memorise everything. These services could be very long, sometimes lasting till dawn, but usually consisted of a chant, three antiphons, three psalms, and three lessons, along with celebrations of any local saints' days. Afterwards the monks would retire for a few hours of sleep and then rise at 6am to wash and attend the office of Prime. They then gathered in Chapter to receive instructions for the day and to attend to any judicial business. Then came private Mass or spiritual reading or work until 9am when the office of Terce was said, and then High Mass. At noon came the office of Sext and the midday meal. After a brief period of communal recreation, the monk could retire to rest until the office of None at 3pm. This was followed by farming and housekeeping work until after twilight, the evening prayer of Vespers at 6pm, then the night prayer of Compline at 9pm, and off to blessed bed before beginning the cycle again. In modern times, this timetable is often changed to accommodate any apostolate outside the monastic enclosure (e.g. the running of a school or parish).

Many Benedictine Houses have a number of Oblates (secular) who are affiliated with them in prayer, having made a formal private promise (usually renewed annually) to follow the Rule of St Benedict in their private life as closely as their individual circumstances and prior commitments permit.

In recent years discussions have occasionally been held concerning the applicability of the principles and spirit of the Rule of St Benedict to the secular working environment.

[edit] Reforms

During the more than 1500 years of their existence, the Benedictines have not been immune to periods of laxity and decline, often following periods of greater prosperity and an attendant relaxing of discipline. In such times, dynamic Benedictines have often led reform movements to return to a stricter observance of both the letter and spirit of the Rule of St Benedict, at least as they understood it. Examples include the Camaldolese, the Cistercians, the Trappists (a reform of the Cistercians), and the Sylvestrines. At the heart of reform movements, past and present, lie hermeneutical questions about what fidelity to tradition means. For example are sixth-century objectives, like blending in with contemporary dress or providing service to visitors, better served or compromised by retaining sixth-century clothing or by insisting that service excludes formal educational enterprises?[original research?]

[edit] Popular legend

A popular legend claims that the Rule of St Benedict contains the following passage:

If any pilgrim monk come from distant parts, if with wish as a guest to dwell in the monastery, and will be content with the customs which he finds in the place, and do not perchance by his lavishness disturb the monastery, but is simply content with what he finds: he shall be received, for as long a time as he desires.
If, indeed, he find fault with anything, or expose it, reasonably, and with the humility of charity, the Abbot shall discuss it prudently, lest perchance God had sent [him] for this very thing.
But if he have been found gossipy and contumaceous in the time of his sojourn as guest, not only ought he not to be joined to the body of the monastery, but also it shall be said to him, honestly, that he must depart. If he does not go, let two stout monks, in the name of God, explain the matter to him.[4]

The bulk of the passage, with the exception of the portions in italics, is excerpted (with chance errors) from a translation of chapter 61 of Benedict's Rule found in the book Select historical documents of the Middle Ages (1892), translated and edited by Ernest Flagg Henderson, and reprinted in 1907 in The Library of Original Sources, Vol. IV, edited by Oliver J. Thatcher.

The version above, first published in Hubbard's Little Journeys (1908), omits a part of the passage which enjoins the monastery, given good behaviour, to accept the guest as a permanent resident. The words "gossipy and contumaceous" replace the original "lavish or vicious"; and the words following "he must depart" were originally "lest, by sympathy with him, others also become contaminated."

No language corresponding to the last sentence about "two stout monks" appears in the Rule, though it is a popular myth that it does, with several reputable publications (and more than one church, and at least one Benedictine organization) repeating and propagating the error. At least one of the sources cited attributes the passage to a mythical Chapter 74; the Rule of St Benedict contains only 73 chapters.[5][6][7]

An early source for the quotation is the University of California, Berkeley faculty club, which has, for years, posted a version of the above passage on its bulletin board in Gothic script. (There, the notice was not attributed to St Benedict).[8]

Another urban legend is found in the picture caption above, the supposed Benedictine motto Ora est labora, which is translated as "Prayer is work," or "Work is prayer" — although, as given, the Latin words do not make grammatical sense.[9] The actual motto is, Ora et labora meaning "pray and work!", which refers to two major components of a monastic life: first prayer and then work to support the community and its charities.

 

 

https://danielseraphim94.webnode.ru/vladimir-moss-122-lives-of-the-saints-of-british-isles-/

Vladimir Moss - Orthodox Christianity Author

Vladimir Moss - Author of Orthodox Christian Books.

 

 

 





 

Koнтакт

danielseraphim94

valovalar@yandex.ru

Поиск

© 2013 Все права защищены.

Создать бесплатный сайтWebnode